Чёрный квадрат, белая линия
Интерьер этой квартиры в Питере радует парадоксальным сочетанием яркой индивидуальности и универсальности. На скромной площади архитектор создал комфортную и стильную обстановку, соединив эстетику функционализма с современной технической оснащённостью.
Владелец квартиры-человек молодой, энергичный, уверенный в себе, с уже сложившимися вкусовыми пристрастиями, любит путешествовать. Из окон его однокомнатной квартиры на одном из верхних этажей новостройки на Васильевском острове виден шпиль Петропавловской крепости. Эстетика не только внутреннего, но и внешнего пространства играет для владельца важную роль. А вот трудоёмкими бытовыми проблемами он решил себя не обременять. Хозяин купил однокомнатную квартиру ещё на стадии строительства, и архитектор заранее предусмотрел желаемые изменения. Это оказалось немаловажно для данного проекта: дом панельно-кирпичный, причём большая часть внутренних стен выполнена из железобетонных панелей. Демонтировать их очень непросто. Архитектору же удалось избавиться заранее от ненужной центральной стены и присоединить к жилому пространству лоджию. Это потребовало дополнительных конструктивных расчётов и согласований. Но усилия того стоили: вместо отдельных кухни (11 м2) и комнаты (18 м;) получилось свободное студийное пространство площадью 41 м2 с выделенными в компактный узел техническими зонами кухонной нишей, санузлом и прачечной (всё вместе-11 м2). Идеальный вариант для холостого человека или супружеской пары без детей. Автор также предусмотрел ещё в проекте звукоизоляцию стен с помощью минеральных плит, затем обшитых гипсокартонном. Это помогло устранить кривизну боковых поверхностей, а неровность плит перекрытия замаскировали подшивными потолками. Вынужденные конструктивные решения повлияли на дизайн, но в руках опытного и находчивого специалиста любой недостаток может превратиться в достоинство: стены приобрели выразительную пластику. Ниши стеллажей и выступающие консоли полок вместили «культурный багаж» хозяина и даже позволили обойтись без массивной корпусной мебели. Рационализм эстетики проявился и в подборе отделочных материалов их цветовая палитра несколько аскетична, но выразительна. Прямоугольные формы авторских изделий, чёткие геометрические объёмы выстроенных из гипсокартона ниш и консолей, преобладание кубов и квадратов рождают ощущение стабильности, уравновешенности и законченности образа.
В плане жилая зона напоминает букву «Ч». Благодаря этому интерьер раскрывается постепенно, по заданному архитектором сценарию. Общественная зона просматривается прямо с порога от прихожей до окна. В зеркальных дверцах шкафа-купе (справа от двери) отражается дневной свет и подсвечивает самые тёмные уголки. Чуть дальше обеденный стол. Его прозрачная поверхность словно парит в воздухе. Но лишь на первый взгляд он кажется небольшим: за него можно усадить множество гостей. Рядом, у стены, встроенный буфет-бар (как и стол, спроектирован архитектором). Во время дружеских вечеринок на его столешнице удобно расставлять тарелки с закусками. Напротив, в обрамлении специально выстроенного портала кухонная ниша. Её можно прикрыть занавесом: кухня расположилась в «сердце» жилища лишь потому, что это не требовало переноса коммуникаций (по первоначальному плану мойка и плита находились у соседней стены на расстоянии 1,5 м, там, где теперь оборудован кабинет). Гостиная обозначена низким параллелепипедом журнального столика и глубоким приземистым диваном с креслами. Вдоль оконного проёма устроен широкий деревянный подиум. У владельца квартиры здесь располагается музыкальный центр, но подиум подходит и для небольшого зимнего сада.
За мягким уголком гостиной открываются приватные зоны спальня и кабинет. Рабочий стол примыкает к торцу нынешней кухни, остальная часть «делового пространства» со шкафом-купе вписана в нишу за ней. Тёмные краски создают в кабинете атмосферу вдумчивой сосредоточенности, а его расположение гарантирует оптимальное освещение для работы за компьютером: прямые солнечные лучи не падают на экран. Монитор легко развернуть и в сторону гостиной тогда информацию южно просматривать с дивана. Рядом, на месте бывшей лоджии, предварительно утеплённая спальня. Тихий уголок великолепно освещен хозяину нравится просыпаться с первыми лучами солнца. Невысокий подиум у изголовье отличная альтернатива прикроватным тумбам: здесь они выглядели бы слишком громоздко.
Как видим, один из главных принципов Игоря Сушкова в дизайне использование авторских изделий. Лишь такой подход, по его мнению, позволяет создавать «органичные интерьеры без лишних, случайных деталей», то обеспечивает «штучность», неповторимость и эксклюзивность жизненной среды.
В копилку идей
Большая часть мебели, двери и светильники в этой квартире авторские разработки Игоря Сушкова. Стеллажи и консоли из гипсокартона сделаны на месте, а все столярные изделия выполнены «СТРОЙ-СЕРВИС» (г. Санкт-Петербурга индивидуальному подходу», не то конкретного заказчика, но и сокращалось время на поиски и заказ идеально подходящих элементов оформления интерьера, комплектацию его мебелью. Стоимость авторских столярных изделий (без учёта проектирования)—$ 8000.
Стеллаж смонтирован из гипсокартона в один слой на металлическом каркасе. Ширину металлопрофиля (от 50 до 100 мм) определили размеры полок и стенок ниш. Расстояние между полками в стеллаже-350 мм, а ихдлина-800 мм. Там, где полки должны выдерживать значительные нагрузки, вместо тонкого металлического профиля подойдёт каркас из деревянных брусков. Их же (или фанеру) применяют в качестве закладных деталей для навешивания полок, дверец и монтажа столешниц. Конструкция буфета-бара разделена на три от— бокалов и напитков. Каждая из ячеек закрывается накидной деревянной дверцей это оказалось удобнее в эксплуатации и надёжнее в исполнении. Из дерева изготовлена и столешница. Внутри глубокого буфета сделана подсветка. Дверные петли специально монтировались внизу: в открытом виде дверцы можно теперь использовать как столик (подобно секретеру). Другим ноу-хау автора стали низкие подиумы-скамьи. Одна из них установлена вдоль окна в зоне гостиной, другая—в изголовье кровати. Это многофункциональные элементы, удобные и для сидения, и для расстановки любых элементов оформления интерьера (растений, телевизора и т. д.). А если подиумы снабдить открытыми крышками, то внутренний объём можно будет использовать для хранения вещей, скажем постельного белья. Эффектные чёрные кубы в простенке между санузлом и кухней — тоже находка архитектора. Эти декоративные объекты многофункциональны: служат абажурами для ламп и при этом могут «работать» вместительными полочками для мелочей. Двери, столешницы, кубы светильников и дверцы буфета расчерчены бороздками на квадраты. Этот рисунок объединяет все детали из дерева и гипсокартона в законченную графическую композицию. Здесь нет ничего случайного, можно менять лишь развешенные в нишах картины и фотографии, переставлять книги. Для изготовления всех столярных изделий использовали массив дуба у него очень прочная и устойчивая к агрессивной среде древесина. Особенно актуально это было для столешницы под умывальник и плафонов светильников в ванной, эффектно тонированных в чёрный цвет. Даже прямое попадание воды на их поверхность не разрушит эти эксклюзивные элементы дизайна.
Кухня в нише в центре квартиры—явление нечастое. Обычно на такую экономию пространства легко идут холостяки, которые не собираются много готовить или не представляют себе трудоёмкости и побочных эффектов процесса приготовления пищи. Объединение кухни с жилой зоной—это своего рода возвращение к истокам, когда очаг располагался в общей комнате. В этом интерьере кухня в любой момент «исчезает» за шторой, что не только удобно, но и создаёт элемент интриги. А чтобы её стены и потолок дольше выглядели опрятными, их покрыли тёмной водоотталкивающей краской TIKKURILA. Она не впитывает запахов, на ней не заметны случайные брызги. Окрашенная почти в чёрный цвет ниша кажется более глубокой. Главный же минус кухни, открытой в жилое пространство,—запахи, которые распространяются по всей квартире. Бороться с ними можно только с помощью хорошей вытяжки. Воздух при этом либо отводится в вентиляционный канал и выбрасывается на улицу, а его место занимает свежий, приточный, либо очищается фильтром из активированного угля и опять подаётся в помещение. В нашем случае архитектор решил воспользоваться первым способом, хотя это и усложнило монтажные работы.
Как известно, качество звукоизоляции между квартирами существенно снижают трещины, щели и полости. Их можно заполнить либо цементно-песчаным раствором, либо эластичным силиконовым или акриловым герметиком. Монтажная пена для этого случая не подходит, так как почти не мешает распространению звука. Затем параллельно межквартирной или наружной стене устанавливают ещё одну, дополнительную. Листы гипсокартона толщиной 12 мм монтируют в два слоя на каркасе из П-образных металлических профилей шириной 100 мм со стороны защищаемого помещения. Можно использовать как обычный гипсокартон, так и специальный, с повышенными звукоизоляционными свойствами, например гипсоволокнистые листы (ГВЛ). При этом листы ГВЛ или ГКЛ монтируются вразбежку-так, чтобы швы первого и второго слоев не совпадали. Внутреннее пространство заполняют двумя слоями лёгких звукоизоляционных матов толщиной 50 мм из штапельного стекловолокна. Он предназначен для тепло- и звукоизоляции там, где на него нет нагрузки. Маты необходимо устанавливать вплотную друг к другу и к окружающим конструкциям каркаса. Направляющий профиль прикрепляется к полу, потолку и боковым стенам через упругую прокладку с отступом от стены на 10 мм. Это нужно для того, чтобы избежать контакта с элементами каркаса, по которым может распространяться звук. В результате толщина звукоизоляционной конструкции составляет примерно 135 мм.
Решив отказаться от ванны в пользу площади санузла, владелец остановил свой выбор на душевом отсеке, отделённом от остальной комнаты лишь занавеской. Для стоков в полу смонтировали трап. Обычно высота трапа составляет 8-20 см. Это позволяет устанавливать душ разных конструкций, например приподнятый поддон со ступеньками или, как здесь, площадку на полу. В последнем случае применяются бутылочные сифоны-трапы с увеличенным диаметром 90 мм (обычный— 50 мм) и минимальной высотой 80 мм. Труба к канализационному стояку в данном случае уложена поверх плит перекрытия. Высота стяжки, обеспечивающей уклон,—15 см. Для уменьшения её массы сделали керамзитовую засыпку. Преимущество трапов в полу в том, что душ может иметь произвольные размеры, не связанные с габаритами готовой душевой кабины или поддона. Эта же конструкция подойдёт для дренажа не только в ванной комнате, но и в прачечной: перелив воды не будет грозить потопом всей квартире или соседям снизу— её излишек сольётся в канализацию. Заглушками трапы не закрывают, хотя есть конструкции со специальной трубкой для установки в слив душевого поддона. Это позволяет во время мытья задерживать небольшое количество воды в поддоне, чтобы ногам не было холодно.