В согласии с природой
Эта квартира расположена в недавно построенном доме, окруженном высокими соснами. Здесь, в новом районе Санкт-Петербурга, много зелени и особое, "легкое дыхание". Заказчики искали жилье большой площади, но ничего подходящего не нашли. Тогда они купили две смежные квартиры в приглянувшемся районе- однокомнатную и двухкомнатную. Архитектор Игорь Сушков успешно преодолел все сложности перепланировки и создал комфортную среду с элементами японской эстетики
Семья заказчика состоит из трех человек - родителей и сына-подростка. Люди они общительные, и к ним часто приходят друзья, приезжает погостить бабушка. Так что архитектору предстояло совместить в городской квартире защищенное, комфортное жилище для небольшой семьи и открытый, гостеприимный дом.
Большое значение для владельцев квартиры имела экологически безупречная среда - и та, в которой расположен микрорайон, и та, что находится внутри их жилища. Относительная удаленность от центра и окружающие дом деревья решали первую задачу. А создать благоприятную природную атмосферу в квартире предстояло архитектору. Для этого использовалось несколько приемов: дружественная человеку организация пространства и подбор строительных и отделочных материалов.
Итак, стартовые условия были следующими: кирпичное здание с бетонными перекрытиями, в котором расположены две квартиры: однокомнатная, почти квадратная в плане (площадью 46 м2), и двухкомнатная, огибающая ее с двух сторон (площадью 79 м2). Игорь Сушков выделил в пространстве будущего жилища две зоны - общественную и приватную. Первая включает в себя прихожую, холл, кухню и гостиную. Эти помещения сгруппированы на территории бывшей однокомнатной квартиры. Приватная часть, состоящая из спальни родителей, детской и гостевой, располагается на территории бывшей двухкомнатной квартиры. Так сформировалось четкое и логичное зонирование, поддержанное толстыми несущими стенами, которые обеспечивают надежную изолированность спален от общих помещений.
Для объединения квартир потребовалось сделать всего два проема в несущих стенах. Для их укрепления по расчетам конструктора были подобраны двутавровые балки. Их установили в штробу над предполагаемыми проемами еще до полного прорубания отверстий, с двух сторон, и стянули крепежными элементами. Как и положено, при строительстве составлялся акт на скрытые работы.
Рационально использовался каждый метр площади. Так, коридор в этой 130-метровой квартире всего один и занимает совсем немного места - 5,5 м2. Из него можно попасть сразу в четыре помещения в центре квартиры: детскую, гостевую, появившуюся на месте бывшей кухни, прачечную (на месте санузла) и ванную, смежную с сауной. Гостевой санузел и сауна возникли на площади бывшей прихожей и коридора двухкомнатной квартиры. Таким образом, у Игоря Сушкова "не потерялось" ни одного квадратного сантиметра. Каждый "случайный" клочок площади архитектор превращал в полезное пространство. Благодаря чему появился не только стандартный набор комнат, но и такие "излишества", как сауна, помещение для домашней прачечной, большая кладовая. Но ощущения тесноты не возникает. Глядя на план, можно даже подумать, что это не городская квартира, а загородный дом, который проектировался с чистого листа и в котором достаточно места для воплощения любых фантазий.
Поскольку бывшие квартиры располагались рядом, часть лестничной площадки удалось присоединить к новому жилищу. Здесь разместились прихожая со встроенным шкафом для верхней одежды и хозяйственное помещение. А общая площадь благодаря этому увеличилась на 5 м2. Из прихожей мы попадаем в просторный холл, который служит также библиотекой. Спроектированные архитектором стеллажи для книг и сувениров много места не занимают. Из холла в гостиную ведет широкий проем, обрамленный торжественным порталом. Гостиную отделяют от кухни раздвижные перегородки. Ориентация этих помещений на запад обеспечивает оптимальную инсоляцию - солнечный свет заливает их на всю глубину во второй половине дня и в вечерние часы.
Там, где в однокомнатной квартире располагалась ванная, теперь находится проход к спальням. Его ограничивает перегородка из гипсокартона, скомбинированная с дубовой решеткой (композиция выполнена по эскизам Игоря Сушкова). Легкая деревянная решетка напоминает сквозную японскую седзи. Примыкающая к ней вентиляционная шахта замаскирована декоративной обшивкой и идеально вписана в общую композицию. "Седзи" и "окошко"-проем в перегородке придали этой части интерьера воздушность и впустили дневной свет как в пространство перед спальней, так и в коридор, соединяющий детскую, гостевую комнату и санузел. За перегородкой - вход в спальню родителей, из которой можно попасть в ванную. Ее площадь увеличилась за счет бывшего коридора на 3,3 м2, что позволило поставить угловую ванну на подиум под углом, как и столешницу умывальника. Эти трансформации внесли в помещение динамизм и пластичность. Ту же роль играет декорация на гипсокартонном потолке, выполненная в виде гипсовых профилей со скрытым освещением. Галогенные светильники квадратной формы из матового стекла сориентированы под углом к обрамлению. Ступенчатая структура представляет собой своеобразный одиночный кессон, визуально увеличивающий высоту потолка.
Нельзя не заметить, как удачно обыграна в общей композиции спальни и ванной комнаты вентшахта. Со стороны ванной ее выступ использован как боковая стенка неглубокой ниши с полочкой для аксессуаров и точно вписан в общую концепцию оформления стен этого помещения. Со стороны спальни такой же выступ служит боковой стенкой ниши, в которую "спрятана" дверь, ведущая в ванную.
Обстановку спальни составляют двуспальная кровать с прикроватными тумбочками и многофункциональный встроенный стеллаж во всю стену. В нем есть туалетный столик и ниша для телевизора и видеоаппаратуры. Треть стеллажа занимает закрытая гардеробная секция, а внизу устроены удобные выдвижные ящики для хранения белья. Стеллаж не только решает вопросы хранения, но и служит звукоизолирующим барьером между спальней и находящейся за стеной квартирой соседей. Все предметы обстановки комнаты выполнены по эскизам Игоря Сушкова.
Авторской мебелью обставлена и комната сына. Она четко разделена на рабочую зону у входа и спальную у окна. Такая планировка исключительно комфортна: пространство для сна удалено от шумов и взглядов, а в рабочей зоне достаточно места для пришедших в гости друзей. Гостевая комната расположилась на месте прежней кухни. Поскольку дом оборудован не газовыми, а электрическими плитами, проблем с заглушкой труб не было. Трубы горячего и холодного водоснабжения остались на месте, только убраны в короб из гипсокартона - от них теперь запитываются гостевая ванная и туалет, расположенные на месте бывшего коридора. По сравнению с исходной планировкой площадь гостевого санузла выросла вдвое. Это позволило удобно распланировать все функциональные зоны. На дальнем его конце находится сауна. Она заняла место прихожей двухкомнатной квартиры.
Наиболее интересно оформлен интерьер гостиной. Эта комната располагает к отдыху и релаксации. На утепленной лоджии устроен зимний сад. Большой угловой диван стоит в углу, у декоративной стенки со сквозной решеткой. А раздвижные перегородки позволяют присоединить к гостиной и кухню.
Особое состояние покоя и гармонии создается благодаря многократно повторяющемуся изображению квадратов. Эта уравновешенная геометрическая фигура встречается в самых разных местах: в конструкции кессонированного потолка, в решетках дубовых перегородок, в деревянном плафоне на потолке спальни, в обрамлении встроенного в шкаф зеркала... Причем интерьер не выглядит однообразным, так как симметрию деталей "разбавляет" асимметричный рисунок отдельных элементов и планировки в целом. Настрой на отдых задан и цветом: несколькими оттенками коричневого, белым и бежевым. Известно, что коричневый цвет полезен людям, занимающимся интеллектуальной деятельностью, и всем тем, кому необходимо расслабиться и отвлечься от дел. За городом такого результата можно добиться, живя в бревенчатом доме, гуляя по лесу. А горожане обычно лишены этого блага цветотерапии. Кроме того, на коричневом фоне отлично смотрится зелень комнатных растений, создающая визуальное подобие природного ландшафта.
Цвет соответствует натуральным природным материалам, подобранным архитектором для отделки. Непривычное для кухни пробковое покрытие Игорь Сушков выбрал, желая сделать помещение уютным и "теплым". Ведь оно просматривается из гостиной, а "холодная" и блестящая керамическая плитка - традиционный материал для облицовки кухонного пола - могла нарушить эту взаимосвязь. Листами пробки облицованы стены многих помещений, и кухни в том числе. Кроме того, в отделке использованы обои под покраску. Они покрашены краской TIKKURILA цвета ванили. Гипсокартонный потолок покрыт белой водоэмульсионной краской TIKKURILA. По контрасту с "теплыми" помещениями, отделанными пробкой и деревом, большая ванная, облицованная полированным натуральным камнем, выглядит торжественной и "прохладной". В отделке применены два вида камня: черный с переливчатыми фиолетовыми вкраплениями лабрадорит и серо-зеленый хибинит.
Оригинально оформлены и стены спальни: их оклеили соломкой и папирусной бумагой - природными отделочными материалами. Кого-то они заставят вспомнить об эстетике стран Индокитая времен колонизации, а кому-то, в сочетании с деревянными профилями, напомнят элегантный французский интерьер конца XVIII в.
Сам автор проекта определяет стилистику интерьера как "эклектику". В нем ясно звучат мотивы двух стилей: японского (решетки, горизонтальное членение поверхностей стен, низкая мебель) и французской классики (оформление спальни). Тем не менее все вместе складывается в исключительно органичную, ясную картину.
Одну из главных причин несомненной удачи этого проекта сам автор, архитектор Игорь Сушков, определяет так: "Все элементы дизайна, мебель, металлические и деревянные детали для своих проектов я разрабатываю сам, после чего их изготавливают на заказ. Это создает единую среду, в которой даже мелкие элементы выполнены в соответствии с общей концепцией архитектурного решения и дизайна".