Кубизм Сушкова
Такие заказчики попадаются с частотой один на тысячу. Молодой голубоглазый блондин, желающий жить в окружении жесткой сетки из прямых углов. Его жизнь аккуратна и размеренна, стены его дома похожи на строго выверенный чертеж. Архитектура словно бы бравирует тем, что родилась из графической композиции. Каждая жилая зона обведена рельефной рамкой на потолке. Каждый значимый объект подчеркнут квадратной нишей или выступом. Горизонтальные направления акцентированы полками цвета венге на фоне белых стен. Самые распространенные орнаментальные мотивы - куб и квадрат. Повсюду повторяется шашечное членение поверхностей - в авторских столах, дверцах шкафа-купе, на полках-кубиках и фасадах встроенной мебели.
Мотив рамки здесь нечто большее, чем просто декор или способ организации пространства. Обрамлено в квартире практически все. Рамка строго привязана к объему и формату содержимого и никаких разночтений не допускает. Так, большая квадратная ниша над кроватью сделана специально под размер коллажа, который, в свою очередь, создан специально под этот интерьер (надо ли говорить, что он состоит из чередования разноцветных прямоугольников?). Рамки разделяют отсеки пространства раз и навсегда. Хозяин добровольно соглашается обитать внутри строгой геометрической структуры. Сегодня архитекторы наперебой убеждают публику отринуть жесткие правила и отдаться бурному потоку своих интерьерных фантазий. В качестве негативного примера, с которым ведется борьба, выступают малоубедительные фотоснимки из каталогов, запечатлевшие стерильно-минималистичные интерьеры. Сия праведная битва - не что иное, как избиение лежачего, так как в реальной жизни этих «больничных» квартир почти нет. Нет, потому что идея подчинять ум и жизнь дисциплине отмерла еще в средневековье, а нынешняя культура представляет собой культуру свободолюбцев. Лично во мне всеобщее порицание сторонников «правил» породило единственную мечту -увидеть хоть одного воочию. И я благодарна Игорю Сушкову за то, что он нашел такого человека и сделал его мечту реальностью, а хозяину квартиры - за то, что он есть на свете. Приятно сознавать, что среди нас есть тот, кто с радостью подчиняет себя идее, ибо что может быть чище и прекрасней ее? Заказчик Сушкова - редкий человек, его творческая мысль вольготно чувствует себя в разлинованном на квадраты пространстве. Не зря ученые прошлого предпочитали часами стоять за неудобной конторкой, питаясь хлебом и водой и довольствуясь спартанским бытом. Здешний хозяин, конечно, весьма небеден, но он осознанно избегает неуместной роскоши. Он молод, однако точно знает, что и через десять лет ему не захочется кардинально менять композицию на полках. Не говоря уж о том, что хламом (который еще именуется уютом) он точно не обрастет. «Я не против воспоминаний, - объясняет хозяин, - но почему они должны непременно воплощаться в предметах?» «Прямой угол - важнейшее изобретение человечества, куда более значимое, чем колесо», - говорит он, уютно устраиваясь в кресле и наблюдая, как материя вокруг чудесным образом раскладывается на прямоугольные отсеки, укладывается в ниши, делится полками и режется рельефом потолка. Волшебная операция структуризации разворачивается со всех ракурсов, всюду возникает пропорциональное чередование объемов и цветов. Черный, белый, красный и любимая Сушковым сетка из тонких линий стеллажа. Все вписано в единое перетекающее пространство. Этот интерьер авторский вдвойне. Если и рекомендовать его другим, то только вкупе с целой этической системой.