Фигаро здесь, Фигаро там
Давнее соперничество между Петербургом и Москвой не слабеет: питерцы традиционно корят москвичей за суету, москвичи в ответ обвиняют их в медлительности. Архитектор Игорь Сушков разницы в ритме двух столиц не чувствует. Коренной петербуржец, он проектирует квартиры не только в родном городе, но и в Москве, и уверяет, что «покоя нет ни здесь, ни там».
И все-таки, есть принципиальное отличие между питерскими и московскими архитекторами, или это еще один миф?
Могу ошибаться, но мне кажется, что подходы немножко разные. Не в обиду московским коллегам будь сказано, но петербуржцы все же более взвешены в своих решениях. Более рациональны с точки зрения задач, которые они перед собой ставят, с точки зрения использования тех или иных материалов. Москва с чем ассоциируется? С большими деньгами и возможностями, подчас неограниченными. Чрезмерная свобода не всегда хороша для творчества, она расслабляет. А жесткие рамки, напротив, вынуждают искать нестандартные решения — более простые, но в то же время более яркие. Мне кажется, в той степени свободы, которой располагают архитекторы, и заключается главное отличие между Петербургом и Москвой. Хотя и там, и там есть квалифицированные специалисты.
А как насчет влияния скандинавского стиля? От Петербурга до Стокгольма рукой подать, климат практически тот же, небо такое же свинцово-серое...
Я бы не сказал, что петербургский стиль близок к скандинавскому. Российский менталитет сильнее, чем влияние европейской культуры. Да, архитектура становится все более аскетичной и функциональной, но я думаю, что это скорее веяние времени. Скандинавский стиль — это интересно, но не всегда применимо. Ну а небо... Оно, конечно же, влияет и на формирование образа, и на характеры людей. Свинцовые тучи, пробивающийся сквозь них свет (не белый и не желтый, а светло-серый с серебристым оттенком), постоянный полумрак, игра теней — все это, безусловно, создает свою атмосферу, однако Швеция тут ни при чем. Петербург — это не стиль, а настроение. Это дворы-колодцы, гранитные набережные, опять-таки серое небо. Но вы это знаете и без меня.
Если судить по вашим проектам, вы не сторонник ярких цветовых решений.
Мне действительно ближе монохром. Это не значит, что все серое, скорее построенное на оттенках, нюансах. Пространственные решения я предпочитаю декоративным.
Свою квартиру вы проектировали по тому же принципу?
Да. По нынешним меркам она небольшая, 50 м2, я сделал из нее студию с открытой планировкой и современными решениями. В настоящий момент мне это ближе.
А где она находится?
На Васильевском острове. Из окна виден шпиль Петропавловской крепости.
Вы говорили, что ограниченные средства вынуждают искать интересные решения. В собственной квартире вам тоже пришлось что-то изобретать?
Отчасти да, потому что возможности были далеко не безграничные. Самый простой пример — покрытие пола. Честно говоря, я бы предпочел паркет, но хороший паркет дорого стоит. Массивная доска — тоже. Поэтому я выложил пол большими плитами керамогранита 60x60 см с черной полировкой, зону гостиной выделил пушистым ковром, и в конечном итоге получилось неплохо.
Предположим, вы получили карт-бланш на пространственные решения и бюджет, ограниченный лишь вашим благоразумием. Что бы вы построили?
Большой дом с окнами во всю стену, от пола до потолка, с огромными комнатами, с камином до самого потолка. Просторный, с видом на окружение. Самое главное — пространство, простые формы, незамусоренность деталями, которые часто отвлекают от сути явлений. Чистота решений, линий, пропорций — вот то, что привлекает в архитектуре. Мои работы кто-то тоже может упрекнуть в чрезмерности деталей, но это всегда бывает связано с конкретными заказами.
Вы не пытаетесь переубедить заказчика, если вам кажется, что он делает ошибку?
Конечно же, все решается в диалоге. Мне кажется, архитектору не стоит выступать в роли диктатора — это приведет лишь к клонированию проектов. Люди все разные, у них разное мировоззрение, привычки, представления об удобстве, и это хорошо.
Если к вам обратится человек, который купил квартиру в доме XVIII века, с анфиладной планировкой и окнами на Марсово поле, какой интерьер вы ему предложите?
Мне нравятся неоднозначные проекты. Не просто современные и не просто классические, а смешение стилей. В этом случае решения получаются более выразительные, в большей степени отвечающие сегодняшнему дню. Хорошо, когда в интерьере есть современная техническая составляющая, есть строгость линий и форм, а с другой стороны, немножечко души, какие-то индивидуальные детали. Где-то гипсовый карниз пущен, где-то зеркала с фацетами по периметру или картина в багете — и в то же время галогенные светильники. Кухня должна быть современная, неразумно стилизовать ее под XVIIIвек. У меня был недавно в Петербурге заказчик с таким же подходом. В гостиной камин с голландскими изразцами (специально вызывали печников, чтобы вставить латунные дверцы, кропотливая была работа). В ванной старые потертые смесители. Но кухня — элемент функциональный, поэтому кухонная мебель — от фирмы Bulthaup, последнее слово техники.
Вы много работаете в обеих российских столицах...
Честное слово, не ради денег и славы! Обилие проектов и то, что в них немножко захлебываешься, вызвано не желанием заработать, а тем, что работать интересно и хочется. Я даже боюсь, что вот сейчас кто-то позвонит, предложит еще что-нибудь, и я соглашусь из-за творческой жадности. Пока мне везет: и люди попадаются интересные, и задачи, которые они ставят. Вчера, например, встречался с новым заказчиком. Он сам из Питера, последние пять лет живет в Москве, но никак не может ее принять, жалуется: «Не мой город. И эта урбанизация, и этот ритм...» Поэтому месяц назад он купил в Питере квартиру и заказал мне отделку. А сегодня сдаю проект московским клиентам. У них свой мир, свое видение, и мне было интересно с ними работать.