Design
bureau
Жилая среда №6 (79) 2011 г.
Publications

Пурпурная роза или единство противоположностей

В пределах одной квартиры петербургский архитектор Игорь Сушков соединил сразу несколько противоположностей. В его интерьере мастерски разрешен дуализм роскоши и простоты, ар-деко и минимализма, эстетики и функции, солидности и легкости, движения и покоя, современности и истории.

 

Прежде чем дело дошло до стиля и декоративных задач, архитектору пришлось изрядно поработать с планировкой квартиры. Именно удачно продуманная планировка во многом определила облик московской квартиры, задала траекторию движения, наделила пространство неким внутренним стержнем. План квартиры представляет собой прямоугольник с небольшими выступами, вытянутый по оси прихожая-спальня. В нем нужно было разместить множество помещений, включая маленькие хозяйственные комнаты и гостевой санузел. Если нанизать все эти комнаты по оси квартиры традиционным способом, получится длинный коридор с множеством дверей, либо анфиладная система. Архитектор Игорь Сушков нашел совсем иное, хитроумное решение: вся квартира, начиная от маленького холла, была поделена на три части – вспомогательную, парадную и спальную. Все второстепенные комнаты – туалет, постирочная, гардероб, ванная, а также небольшой кабинет – были спрятаны за волнообразной стеной. Сам архитектор сравнивает ее с нитью Ариадны: подобно клубку критской царевны, линия стены сопровождает и указывает путь. Дополнительную динамику придает рустовка в стене, отделанная алюминиевыми профилями. Расположенное напротив пространство кухни, столовой и гостиной было превращено в единую зону, в результате образовалась удобная, просторная зона для отдыха. И, наконец, жилые комнаты – спальня и детская – расположились в дальней части квартиры.

 

В первых вариантах интерьер обещал быть совсем другим – полностью современным, лаконичным и почти минималистичным. Но заказчица, которая принимала активное участие в оформлении пространства, пожелала сделать его более ярким, приблизить к роскошному стилю ар деко. Монополия одного стиля сменилась интересной игрой партий-соперников. Лидирующим остался современный стиль, к которому добавились элементы ар-деко и вкрапления классики. Получившаяся композиция напоминает симфонию, где одна тема соединяется со второй, какое-то время идет с ней параллельно, а в финале последняя одерживает победу.

 

Строгий, чистый минимализм кухни приобретает в гостиной и столовой эклектичные черты, в его ткань постепенно вплетаются характерные аксессуары ар-деко – люстра из муранского стекла, подушки с геометрическим орнаментом, а монохромная цветовая гамма обогащается красными тонами. Спальня же становится апофеозом этого роскошного, элитарного стиля 1920-х годов, а все предшествующие помещения словно подготавливают зрителя к восприятию самого богатого и пышного интерьера квартиры. Эффект усиливает общность приемов, использованных при оформлении разных комнат: везде можно найти небольшие, встроенные в стену полочки, а также декоративные мраморные панно.

 

В отделке спальни преобладают глубокий пурпур и золото – цвета, излюбленные мастерами ар-деко и символизирующие во многих культурах благородство, почет и богатство. Поталь - имитация сусального золота - украшает не только ниши и раму зеркала, но и плафон потолка. Текстиль с геометрическими орнаментами, мебель, хрустальные светильники также поддерживают стилизацию ар-деко. Созданную атмосферу покоя и роскоши дополняет великолепная ванная, образующая со спальней единое пространство, разделенное прозрачными стеклянными перегородками. Здесь использованы только натуральные, дорогие материалы. Комната отделана плиткой из мрамора двух оттенков Forest Brown и Crema Marfin, а дизайнерская сантехника с гидромассажной ванной во главе превращает обычно утилитарное помещение в миниатюрный SPA-салон.

 

Как и в настоящем ар-деко, красота каждого предмета неразрывно связана с ее функциональностью и практичностью, а эстетические совершенства – с технологическими новшествами. Так, тканевая обивка стены в изголовье кровати не просто создает ощущение тепла и уюта, а активно участвует в формировании этих качеств: благодаря специальному наполнителю, «текстильная» стенка становится мягкой, приятной на ощупь и по-настоящему Теплой. В то же время такие практичные детали интерьера, как ниши-полочки и зеркало, оправлены в богатые золоченые рамы и решены, таким образом, как арт-объекты.

 

Несмотря на более яркую декоративную отделку, общий настрой спальни – спокойный, камерный, где приглушенное освещение и темный колорит отвергают суету и способствуют хорошему отдыху и сну. В парадных помещениях сохранен принцип контраста: на фоне темного паркета из венге и ореха и панелей, отделанных темным мрамором Forest Brown, светлыми «кляксами» возникает мягкая мебель, а барные стулья и светильники создают яркие акценты. Впрочем, с контрастами старались не переборщить, чтобы придать помещению легкость и воздушность. С этой же целью гостиную, столовую и кухню было решено не разделять перегородками – таким образом, появилось просторная зона для отдыха и приема гостей. Пространство будто устремлено вверх, к небу. Кухонная область на небольшом подиуме с нижней подсветкой «парит» в воздухе, а из потолочных отверстий-ниш струится солнечный свет. В отличие от статичной и спокойной спальни, гостиная полна движения, в которое вовлечены и разные элементы отделки, и светильники – например, «метеоры» в холле, и стена, разделяющая широкой волной парадную зону от второстепенных, вспомогательных помещений. Интерьер квартиры говорит с гостями своим собственным образным языком, постепенно раскрывая карты. И если перейти на этот язык, то интерьер в целом можно сравнить с роскошной пурпурной розой, которая распускается во всей красоте в самой дальней комнате квартиры – и только для избранных.

 

Об архитекторе:

 

Игорь Сушков закончил Санкт-Петербургский Университет технологии и дизайна. Работает в основном над частными интерьерами в Петербурге и Москве. Своим любимым стилем архитектор называет эклектику, так как именно смешение разных стилевых направлений позволяет ему добиться самых интересных и эффектных решений. Но какой бы стиль ни выбрал заказчик, самое главное – соблюсти баланс, гармонию, достичь целостности и последовательности в интерьере, - считает Игорь Сушков.

 

Комментарии:

 

Контрастная отделка, геометрические узоры, стилизованная мебель делают интерьер спальни эталоном стиля ар-деко. Стена за кроватью обита тканью с мягким наполнителем. Кровать Misura Emme, светильники Baga, хрустальное бра Of Interni.


Архитектор эффектно обыграл необычную, уступчатую форму комнаты: в алькове у окна разместился маленький будуар.


Роскошный золотой плафон, выполненный в технике «поталь», окружает элегантная гипсовая рама с каннелюрами, такие же рамки украшают ниши-полочки и зеркало в ванной.


Ванная комната отделена от спальни прозрачными стеклянными дверьми. В центре этого миниатюрного SPA-салона – гидромассажная ванна Hoersch в окружении мраморной плитки Forest Brown и Crema Marfin, а также сантехники Flaminia.


Зона гостиной обозначена широким диваном FlexForm и прямоугольным вырезом потолка. Мягкий, рассеянный свет дают светильники из ткани Veroca.


Волнообразная стена дает импульс к движению из холла вглубь квартиры. Динамику пространства подчеркивают светильники Delta Light, напоминающие метеоры. Яркие, стилизованные предметы появляются уже здесь - кресло Rosa (Edra), бра Masiero и зеркало в посеребренной раме Moda.


Гостиная, столовая и кухня объединены в одно большое помещение – просторное, легкое и воздушное.


Ниши в золоченых рамах с мелкими безделушками выглядят настоящими арт-объектами.


Кухня со встроенной техникой Miele – самая минималистичная в квартире. А уже в столовой появляется элемент ар-деко – венецианская люстра Masiero.


Кухонное пространство на подиуме как будто парит в воздухе. Кухня Eggersmann, барные стулья Poltrona Frau.


Волнообразная лента стены прячет за собой все вспомогательные помещения. Ее прерывает лишь стеклянная дверь в кабинет. В гардеробную и туалет можно попасть из холла, а в роскошную ванную – из спальни.


Стиль ар-деко отличался не только эстетическими совершенствами, но и технологическими достижениями. Данный интерьер не отстает от прототипов: интересной находкой стала встроенная прикроватная тумба с телевизором, выполненная на заказ.


Выступ в стене подсказал, где лучше разместить зону отдыха. Стилизованная мебель соответствует канонам ар-деко. Кресла Poliform.